Инженеры с большой буквы
С радостью сообщаем, что вышел наш ежегодный настольный календарь для покупателей Промснаба. В 2024 году он посвящен великим Инженерам России разных эпох. Слово «инженер» пришло в Россию из Франции, но имеет латинские корни - ingenium – способности, изобретательность. Нам, промснабовцам, близка эта тема. Ведь и сам Промснаб был создан и выпестован в 1995 году инженерами, рождёнными в СССР.
Углубляясь в тему, удивляешься поразительным фактам из биографий великих инженеров. Эти факты общедоступны, но не всегда и не широко известны. Очень хотелось как можно полнее раскрыть личности инженеров-творцов. Но, в рамках календаря невозможно отразить всё, что хотелось, и вот … появилась эта статья. Статья о судьбах изобретателей и судьбах их изобретений.
Вот некоторые интересные факты из биографий, выбранных нами для календаря, инженеров.
Первый в России паровоз - Отец и сын Ефим и Мирон Черепановы
Отец и сын Ефим и Мирон Черепановы по происхождению были из крепостных крестьян. Черепановы значительно продвинули механизацию золотодобычи, горнорудных работ, металлургии, командировались за границу (Ефим в Швецию, Мирон в Англию), создали более 20 паровых машин различного назначения, первые в России паровозы, занимали высокие должности на производстве. И всё это будучи де-юре рабами семейства Демидовых! Вольные они получили во второй части жизни: Ефим в 1833 году за создание паровых машин, Мирон в 1836 году за строительство первой в России железной дороги.
Первый в мире квантовый генератор - Александр Михайлович Прохоров
Удивительно, что о жизни Нобелевского лауреата по физике Александра Михайловича Прохорова - одного из создателей лазера, до сих пор не сняли сериал. Жизнеописание его семьи – готовый сценарий.
Александр Прохоров родился 11 июля 1916 года в городе Пирамон, в Австралии. Его отец революционер-подпольщик Михаил Прохоров после ареста умудрился вместе с женой и годовалой дочерью сбежать из сибирской ссылки. Сначала уехали на Дальний Восток, а затем в Австралию где уже была небольшая русская община политических эмигрантов. В 1923 году, когда из России пришло известие об окончании Гражданской войны и победе большевиков, Прохоровы решают вернуться на Родину. Учился Александр Прохоров в Ленинграде, и затем в Москве.
Во время Великой Отечественной войны Прохоров служил в пехоте и разведке, получил тяжелые ранения, был награжден медалью «За отвагу». Вылечившись, на фронт он не вернулся - был демобилизован и вернулся к работе в Физическом институте. Там он защитил кандидатскую диссертацию по распространению радиоволн, успешно занимался СВЧ-техникой.
А потом, вдруг решил, что надо переключиться на лазеры. И предложил своему коллективу своей лаборатории месяц на раздумья: как кардинально перестроить работу. Но у одного была на выходе кандидатская, у другого - докторская, третий еще чем-то занимался. В общем, через месяц все принесли формальные отписки. Тогда Прохоров взял молоток и разбил все приборы в лаборатории. Был большой скандал, половина сотрудников уволилась, но оставшиеся начали заниматься совершенно новым для себя делом, хотя его перспективы были очень туманными. А через несколько лет именно эта работа была удостоена Нобелевской премии...
Нобелевский лауреат Прохоров был ещё и главным редактором Большой Советской энциклопедии, а после выпускал Большой энциклопедический словарь. Великий – велик во всём.
Первый ранцевый парашют - Глеб Евгеньевич Котельников
Изобретатель первого в мире ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников был разносторонним человеком, но к авиации не имел никакого отношения. После окончания военного училища в 1894 году он прослужил минимальные тогда три года офицером, затем перешел в гражданское ведомство и работал акцизным чиновником на Украине. А весной 1910 года Глеб Котельников с семьёй переехал в Санкт-Петербург и осенью того же года был зачислен в драматическую труппу петербургского Народного дома, т.е. стал актёром, а затем и драматургом.
Именно в это время, будучи артистом, он присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания и стал свидетелем гибели лётчика Мациевича. Именно это, и ещё маленький - в скомканом, но неожиданно большой в расправленном виде дамский платок, подтолкнули артиста Котельникова к созданию «спасательного ранца для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом».
Первый в мире вывод в космос спутника и человека - Сергей Павлович Королёв.
«…являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, то есть в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР. Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.»
Это выписка из обвинительного заключения дважды Героя Социалистического Труда, орденоносца (три ордена Ленина), лауреата Ленинской премии, академика АН СССР Сергея Павловича Королёва.
28 июня 1938 года молодого (31 год) перспективного авиаконструктора арестовали, физическим воздействием выбили признание вины, осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и отправили на Колыму. И вряд ли бы СССР первыми полетели в космос, если бы не мать Сергея Павловича, которая добилась пересмотра дела. После чего Королёву сократили срок до 8 лет, но, главное, что отбывал этот срок он уже в «шарашке» - лагере для учёных и инженеров, где условия содержания были намного лучше, чем в колымском лагере.
С.П.Королёв был освобождён в 1944 году со снятием судимости. По его заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 года. А 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Выходит, что человечество в космос вывел огромный коллектив людей под руководством бывшего «зека», реабилитированного только за 4 месяца до этого шага.
Первый радиоприемник и радиосообщение - Александр Степанович Попов
Изобретатель радио Александр Степанович Попов родился в маленьком горняцком селении Пермской губернии в семье священнослужителя и с 10-ти до 18-ти лет учился в разных духовных училищах. После окончания с отличием последнего, был без экзаменов зачислен на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
Из-за болезни на втором курсе накопилась академическая задолженность по математике, и он остался на второй год, после чего ему было отказано в освобождении от платы за слушание лекций. Чтобы продолжить учёбу, стал заниматься репетиторством.Позднее он работал «объяснителем» на электротехнической выставке в Соляном городке в Санкт-Петербурге, электромонтёром в товариществе «Электротехник». В общем жизнь студента того времени зачастую не сильно отличалась от наших дней.
В 1882 году он защитил кандидатскую и стал преподавателем в Минном офицерском классе в Кронштадте. Далее были: изобретения, лекции, опыты, познавательные поездки за границу, участие в бизнес-проекте - совместном предприятии «Отделение для беспроволочного телеграфа по системе А.С.Попова»…
После его кончины «Петербургская газета» поместила такой некролог: «В последний день старого 1905 года Россия лишилась одного из своих выдающихся людей. Умер А. С. Попов, директор электротехнического института, умер сравнительно молодым, на 47-м году своей жизни, проведённой в неустанных научных трудах. Россия может гордиться им, как изобретателем беспроволочного телеграфа, хотя увы, и на нём исполнилась злополучная судьба русских изобретателей…»
Первый токарный станок - Андрей Константинович Нартов
Андрей Константинович Нартов родился в Москве 28 марта 1693 года. Точное происхождение его неизвестно. Предполагается, что он был из посадских людей. С 16-ти лет он работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук.
В возрасте 19 лет, в 1712 году Пётр I вызвал его в Петербург, где определил, как высококвалифицированного токаря, в собственную дворцовую «токарню». В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства. С помощью этих станков он неплохо зарабатывал.
Удивительно, что в 1717 году будучи ещё совсем молодым человеком (24 года) Нартов разработал конструкцию и создал первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Впоследствии, как часто происходило в России, это изобретение было забыто, и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колёс был заново изобретён только в 1800 году британцем Генри Модсли.
После смерти Петра Первого Нартов работал в Академии наук, в Монетном дворе, с 1744 года в Артиллерийском ведомстве. Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек, заделки раковин в канале орудия, оригинальный оптический прицел и многое другое. Работа в Артиллерийском ведомстве была высоко оценена государством и наградами, и деньгами. Но умер Нартов с долгами – много тратил своих денег на инструменты и опыты.
Первый переносной радиотелефон - Леонид Иванович Куприянович
50 лет назад, в 1973 году, прогуливаясь по Центральному парку Нью-Йорка Мартин Купер, изобретатель и директор отдела мобильной связи компании «Моторола», впервые позвонил по мобильному телефону своему конкуренту из AT&T Джоэлю Энгелю. Телефон весил 1,15 кг, для его разработки понадобилась работа внушительной команды специалистов и 15 миллионов долларов (в 73 году это была очень большая сумма). Такова «официальная» версия рождения мобильного телефона.
Но в 1957 году, на 15 лет раньше, чем в Америке, в СССР был запатентован первый автоматический радиотелефон с прямым набором. Автором этого изобретения являлся Леонид Иванович Куприянович. А первый документальный репортаж о звонках из движущегося автомобиля был снят в Подмосковье ещё в 1959 году.
Как и современные сотовые телефоны, «радиофон» Куприяновича соединялся с городской телефонной сетью через базовую станцию. На одной и той же радиоволне можно было создать до 1 000 каналов связи (соединить тысячу абонентов). Базовые станции изобретатель предлагал устанавливать на высотных зданиях. Для каждого аппарата частоты приема и передачи звука должны были быть свои, чтобы они не «мешали» друг другу. Куприянович даже придумал устройство для сжатия речевого сигнала – прототип речевых кодеков. Такая же технология используется в современных сетях сотовой связи.
По весу и стоимости мобильник Куприяновича превосходил более позднего «американца». Вес первого радиотелефона ЛК-1 был 3 кг, но уже в 1959 году журналистам АПН был продемонстрирован аппарат весом 500 грамм (в 1983 году столько весили первые продаваемые в Америке телефоны), а в 1961 году устройство, которое Куприянович называл радиофоном, весило всего 70 грамм!По расчетам советского инженера, мобильное устройство, запущенное в серийное производство, будет стоить 300-400 рублей. Столько же в то время стоил хороший телевизор. Американский аналог Купера спустя почти 20 лет продавался гораздо дороже – за 3995 долларов.
Леонид Куприянович был ценим властью, у него был свой автомобиль ещё в 60-х годах – абсолютная роскошь для тех лет. Но само изобретение по-видимому перекочевало в разряд засекреченных и «не выстрелило». А жаль, очень жаль.
Первый двигатель постоянного тока - Борис Семёнович Якоби
Мориц Герман фон Якоби – будущий Борис Семёнович Якоби – родился в 1801 году в состоятельной еврейской семье в Потсдаме (Пруссия). Он получил отличное образование и даже несколько лет проработал архитектором в строительном департаменте Пруссии. Но затем увлёкся физикой и… изобрел первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала. Мощность двигателя составляла около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту. До этого изобретения существовали только устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря.
Кстати, придуманный учёным коммутатор, изменяющий полярность подвижных магнитов, до настоящего времени используется, например, в электродвигателях железнодорожных локомотивов.
На момент создания электродвигатель Якоби не имел конкурентов: он работал от гальванических батарей и мог за секунду поднять груз весом 5 кг на высоту 30 см. Интерес к техническому изобретению был проявлен только в Российской академии наук и Якоби приглашают на должность профессора в Дерптский университет (в нынешнем Тарту).
Якоби предложил использовать своё изобретение с приводом от гальванических батарей на морских судах – в качестве альтернативы паровых двигателей. Николай I даёт согласие на проведение и опытов и испытаний, и выделяет огромную сумму 50 тысяч рублей. Именно по этому Якоби переезжает в Петербург и принимает российское гражданство. В России он по обычаю того времени получает новое русифицированное имя. К своей второй родине он всегда относился хорошо.
Эти работы не увенчались успехом. Экспериментальный шлюп двигался очень медленно, да и использование на тот момент батарей для электрохода было бы в десятки раз дороже парового двигателя. (Лишь через полвека, в 1891 году на Неве появился первый буксир с электротягой.)
Но вклад Якоби в науку и инженерию не ограничивался только электродвигателями. В 1937 году им была создана технология гальванопластики, позволяющая получать точные изображения путём осаждения меди. Она стала использоваться при изготовлении матриц для печати денежных купюр.
А в 1839 году он создал телеграфный аппарат, в котором электромагнит при помощи системы рычагов двигал карандаш. Позднее учёный усовершенствовал конструкцию телеграфа, создав первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат.
Первая в мире атомная электростанция - Игорь Васильевич Курчатов
Игорь Васильевич Курчатов родился в маленьком посёлке под Челябинском в 1903 году. В 1912 году семья переезжает в Симферополь. Семья фактически бедствовала, поэтому Курчатову приходилось подрабатывать. Параллельно с учебой в гимназии он учился в вечерней ремесленной школе, где получил профессию слесаря, работал на заводе, подрабатывал на строительстве железной дороги. Несмотря на нужду и постоянные отвлечения от учёбы он досрочно и с отличием закончил Таврический университет (физико-математический факультет), откуда сразу же поступает на 3-й курс Петроградского политеха. Потом по рекомендации Абрама Иоффе его взяли на должность научного сотрудника в Ленинградский физико-технический институт.
В первый период Великой Отечественной войны он разрабатывал метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин (вместе с Анатолием Александровым). 9 августа 1941 года Курчатов и Александров приехали в Севастополь и организовали размагничивание кораблей Черноморского флота. Созданная ими «система ЛФТИ» была установлена в течение Великой Отечественной войны на сотнях кораблей и обеспечила полную защиту от немецких магнитных мин. За эту работу Курчатов был удостоен Сталинской премии за 1942 год.
В 1942 году Курчатов возглавил советский атомный проект. Конечно его знания, интуиция и труд значительно ускорили достижение ядерного паритета с США.
Параллельно с решением военной проблемы И.В. Курчатов возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС. Она стала первой в мире атомной электростанцией. При нём, по его инициативе стартовал проект использований ядерной энергии в двигательных установках ледоколов и подводных лодок.
После смерти академика высшей наградой РАН в ядерной физике и энергетике служит медаль его имени – Золотая медаль им. Курчатова. Его именем названы города, аэропорты, школы, улицы и организации, минералы и астероиды.
Интересно, что с 1934 года активно участвует в работах по изучению искусственной радиоактивности родной брат Игоря Курчатова – Борис Васильевич Курчатов. С полным основанием его можно считать одним из основателей советской радиохимии. И это не по блату, не по родству. Даже краткое описание его работ займёт целую страницу. Скажем только о его наградах: орден Ленина, 5 орденов Трудового Красного Знамени, 2 Сталинские и 1 Ленинская премии.
Первый в мире телевизор - Борис Львович Розинг и Владимир Козьмич Зворыкин
Появляется полчаса свободного времени и руки сами тянутся включить телевизор. Всегда казалось, что телевидение, как и много чего хорошего и плохого, пришло к нам из Америки. Но, как и в случае с мобильными телефонами, оказалось, что зародилось оно в России.
В 1911 году профессору Петербургского университета Борису Львовичу Розингу удалось в своей лаборатории добиться приёма сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Передавалось изображение решётки, помещённой перед объективом передатчика и освещённой проходящим светом. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.
Дворянский род Розингов, к которому он относился, восходил к Петеру Розингу, голландскому мастеру, приглашённому во время правления Петра Великого в Россию для содействия развитию науки и техники.
Увлекшись идеей передачи изображения на расстояние. Б. Л. Розинг приходит к выводу, что осуществить передачу изображений удастся только с помощью электроннолучевой трубки, уже известной в качестве физического прибора к тому времени. Чтобы на экране было видно такое же изображение, как и в передающем приборе, Б. Л. Розинг построил электромагнитное развертывающее устройство — катушки, которые отклоняли электронный луч в трубке. Число строк развертки было всего 12.
Но вот грянула революция. Было решено, что жена с дочерью уедет на Кубань, подалее от тревожного Петрограда. Сам Розинг остался и преподавал. Зимой 1918 года он во время студенческих каникул поехал навестить семью, но тут разгорелась гражданская война и он остался с семьёй в Екатеринодаре. Летом того же года, при «белых», он принял активное участие в создании Кубанского технического института, где потом некоторое время преподавал.
Ему удалось вернуться в свой Петроградский институт лишь в 1924 году, восстановить прежнее оборудование и выйти на дореволюционный уровень своих результатов по электронному телевидению, но темп исследований был безвозвратно потерян. Тем не менее общий список трудов Б. Л. Розинга составляют более 25 патентов, привилегий и авторских свидетельств, а также свыше 50 научных публикаций.
Но конец истории печален. В 1930 году Розинг был арестован ОГПУ «по делу академиков». Был сослан на три года в Котлас Архангельской области без права работы. За ученого заступилась советская и зарубежная научная общественность. В результате международно-известный профессор-электронщик Розинг получил место лаборанта кафедры физики в Архангельском лесотехническом институте. Бытовая неустроенность и главное - положение ссыльного подорвали здоровье Б.Л. Розинга. Умер 20 апреля 1933 года в возрасте 63 лет. В 1957-м оправдан в связи с отсутствием состава преступления.
А вот судьба его изобретения иная. Во время проведения первого в мире телевизионной передачи в 1911 году Розингу ассистировал никому ещё не знакомый студент Технологического института Владимир Зворыкин. В 1919 году он эмигрировал в США, там по приглашению другого выходца Российской империи Давида Сарнова, он устроился в Radio Corporation of America и получил небывалое финансирование на создание новой системы коммуникаций США. В 1931 году Зворыкин запатентовал так называемый «иконоскоп» - первую передающую телевизионную трубку. В 1932 году с передатчика на основе иконоскопа начались первые передачи электронного телевидения с разложением на 240 строк. Сигнал принимался на расстоянии до 100 км на телевизоры, выпущенные к тому моменту компанией RCA на основе кинескопа Зворыкина. Сам Зворыкин никогда не скрывал, а даже подчёркивал, что его изобретения основываются на изобретениях Розинга.
Первый пассажирский авиалайнер - Игорь Иванович Сикорский
Его жизнь – захватывающий приключенческий роман. Путь Игоря Ивановича Сикорского – это путь увлечённого мечтой Инженера-практика. Родился в 1889 году, в Киеве, в профессорской семье. С рассказов матери о Леонардо да Винчи, с книг Жуля Верна началась его мечта о вертолете.
После гимназии поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Бросил после окончания общего курса. Поступил в техническую школу Дювиньо де Лано во Франции. Через полгода бросил и поступил в Киевский политехнический. Но и там не баловал преподавателей своим присутствием на лекциях, как и раньше, предпочитая практические занятия. Игорь обустроил дома небольшую мастерскую для изобретений. Больше всего окружающих впечатлил его паровой мотоцикл.
В 1908 году во время каникул в Германии Сикорскому попала информация о Цеппелинах и самолете братьев Райт. С этого момента он начал предпринимать практические шаги к своей мечте о вертолёте, стал создавать модели, искать техническую литературу. В итоге забросив учёбу он решил ехать в Париж.
В Париже Сикорский дни напролет проводил в местном импровизированном аэродроме, следя за первыми самолетами — среди всех них взлетали только копии аппарата братьев Райт. Здесь же он познакомился с одним из первых авиастроителей, Фердинандом Фербером. Но Фербер и его ученики считали, что создать вертолет нереально и в 1909 году Игорь вернулся в Киев.
Новым начинанием Сикорского стал собственный самолет.
В 1910 году был создан самолет С-1, или БиС-1. Максимальным его достижением, несмотря на все доработки, стал очень недолгий отрыв от земли на полметра. В июне 1910 года была готова новая модель самолета — С-2 (БиС-2). Он смог-таки взлететь в воздух и пролететь почти 200 метров на высоте около 1,5 метра. Это было третий по счету полет самолета, созданного в Российской империи.
Далее чередовались удачи и падения, находки и разбитые самолёты. А уже весной 1911-го вышла в свет модель С-5.
Последовали рекорды: скорость в 125 километров в час, преодоление дистанции в 85 километров, длительность полета 52 минуты и высота 500 метров. С-5 ничем не уступал своим иностранным аналогам, а когда Сикорского в 1911 году пригласили на военные маневры, оказалось, что его машина гораздо быстрее. Общественность была поражена, и даже Николай II удостоил авиаконструктора аудиенции.
В 1912 году 23-летнему ! Сикорскому, в чьи идеи еще три года назад не верили даже родственники, предложили должность главного авиационного конструктора Русско-Балтийского вагонного завода! После некоторого раздумья согласившись с предложением Сикорский перебрался в Петербург и принялся за работу над новыми моделями С-6 …С-12, и над проектом «Гранд» - четырёхмоторного деревянного самолёта с закрытой кабиной.
На съездах и конференциях авиаспециалистов Сикорский сталкивался со стеной непонимания: считалось, что его самолет слишком велик и не взлетит, а закрытая кабина и ориентация по приборам — это небезопасно. «Гранд» был готов уже в 1913 году. Авиаконструктор сам поднял самолет и успешно выполнил поставленные задачи — оказалось, что управление с закрытой кабиной возможно. На земле конструктора ждала радостная толпа, а иностранные конструкторы не могли поверить, что испытание прошло успешно.
Новая версия тяжелого многомоторного самолета получила название «Илья Муромец». Самолет поставил рекорд по количеству пассажиров, подняв в воздух 16 человек с собакой, и по грузоподъемности — 1290 килограммов. Прежде этого не добивался никто в мире. Параллельно с этим Сикорский успешно запускал другие разработки, а его самолеты С-10 и С-11 выигрывали конкурсы и обеспечивали завод заказами от правительства.
С началом Первой мировой войны, самолёты-гиганты переделывались под бомбардировщики, параллельно разрабатывались новые истребители. Так появились С-13, С-14, С-16 и С-18. Всего за годы войны было создано около 10 моделей военных самолетов для разных целей. Сикорский работал практически день и ночь: ему нужно было и заниматься разработками, и обучать экипажи, отправляемые на фронт.
В революционный 1917 год производство на заводе остановилось. У Сикорского как раз закончился контракт, и перспектив его продления не было. Пришедшие к власти большевики сначала вообще объявили, что авиационная промышленность народу не нужна. Игорь Иванович принял решение на время выехать в Европу, а вернее, в еще союзную Францию.
Пожив недолго в Париже, авиаконструктор в 1919 году отправился в Нью-Йорк, где надеялся найти применение своим талантам но первые 4 года в Америке были совсем не радужными. Он разорился.
Позднее таким же, как он, эмигранты, помогли ему получить должность преподавателя математики в вечерней школе, а также предложили читать курсы астрономии и истории авиации. Часть слушателей прониклась идеями Сикорского и решила вместе с ним создать самолет!!!
В 1923 году Сикорский и еще пять человек основали компанию Sikorsky Aero Engineering. Стартовый капитал составлял $800, но при этом не было ни базы, ни необходимого оборудования. Новые средства решили привлекать, продавая акции по $10 — в основном русским эмигрантам. Завод Sikorsky Aero Engineering предоставил один из энтузиастов. Это была небольшая ферма в городе Рузвельфилд.
Друг Сикорского — композитор Рахманинов. Он вложил в компанию $5 тысяч и ради рекламы занял должность вице-президента.
В общем история создания Сикорским самолётов в Америке начиная с S-29 по S-58, а также история разработки вертолётов – мечты Сикорского, – это отдельный и очень увлекательный роман. Игорь Иванович Сикорский — один из выдающихся людей, чье влияние на мир ощущается до сих пор. Начав работать на чистом энтузиазме, он вошел в число тех, кто создал индустрию авиации.
Первая коммерческая лампочка - Павел Николаевич Яблочков
Электричеством Павел Николаевич Яблочков увлёкся в 1863 году, на подготовительных курсах к поступлению в военно-инженерное училище, которые содержал известный композитор и военный инженер Цезарь Антонович Кюи.
Осенью 1872 года при Московском политехническом музее открылся электротехнический отдел — по сути, кружок энтузиастов-электриков-изобретателей. Там проводились и обсуждались различные опыты, и там Яблочков увлёкся идеей усовершенствования дуговой лампы, которая при работе требовала постоянной регулировки, иначе свет прыгал как бывает при падении и восстановлении напряжения. (Кстати она является прообразом автомобильных фар).
Кстати, Яблочков сумел прочувствовать все недостатки дуговых ламп, что называется, на своей шкуре. В 1874 году администрация Московско-Курской дороги предложила ему оснастить прожектором правительственный поезд, следующий из Москвы в Крым. И инженеру пришлось проделать весь путь на передней площадке поезда, следя за регулятором и перетаскивая прожектор каждый раз при смене паровоза.
Как часто бывает у тех, кто ищет, помогла удача. При проведении опытов по электролизу поваренной соли угольные электроды, погруженные в электролитическую ванну, случайно коснулись друг друга и появилась яркая и долгая электрическая дуга.
В 1875 году Павел Николаевич едет в Париж, где начинает работать в мастерской академика Бреге. Доведя изобретение до ума, получает французский патент на него. Лампа была довольно проста в изготовлении, в ней было два угольных стержня, которые при контакте давали дуговой разряд и много света. Чтобы лампа светила подольше, стержни были разделены изолирующей перегородкой. Пока «свеча» горела, стержни и перегородка между ними постепенно сгорали. Одной такой лампы хватало на 1,5 – 2 часа постоянного света.
Сразу же после получения патента, в апреле 1876 года, Яблочков презентовал свою свечу на выставке физических приборов в Лондоне. Он устроил целую публичную демонстрацию: установил на постаментах четыре свечи и подвел к ним ток от динамо-машины. И когда инженер повернул рукоятку, весь павильон залил голубой электрический свет. С легкой руки журналистов этот свет назвали «русским», или «северным». Павлу Яблочкову 29 лет.
Успех «свечи Яблочкова» был колоссальным. Они тут же появились в продаже и покупались в огромном количестве. Стоила одна лампа 20 копеек - немаленькие деньги! «Русским светом» сначала осветились самые фешенебельные улицы и бутики Парижа, а затем и, можно сказать, всего мира.
Яблочков получил восторги публики, первые премии на различных выставках, скромный процент от продаж изобретённых им ламп и… возможность продолжать работать. Он совершил ряд других выдающихся изобретений: сконструировал первый генератор переменного тока, который, обеспечивал равномерное выгорание угольных стержней, первым применил переменный ток для промышленных целей, создал трансформатор переменного тока, электромагнит с плоской обмоткой и впервые использовал статические конденсаторы в цепи переменного тока.
Попытки Яблочкова наладить производство ламп в России не увенчались успехом, а наоборот, принесли значительные финансовые потери.
А в это время в Америке Томас Эдиссон – известный «патентовед», сумел внести некоторые усовершенствования в конструкцию лампы накаливания Лодыгина и свечи Яблочкова. И в 1879 году он получил на них патент, как на свои изобретения. Яблочков выступил с критикой Эдиссона и заявил, что тот украл его идеи, но процесс уже пошел. С 1891 года началась эра ламп накаливания, они работали уже 1000 часов и их можно было включать несколько раз.
Уже в России Яблочков переключился на эксперименты с химическими источниками тока, при проведении одного из них чуть не погиб, при другом отравил лёгкие хлором, плюс инсульты. Умер Павел Николаевич в 1894 году в возрасте 47 лет. Похоронен в селе Сапожок, но не в Рязанской, а на его родине, в Саратовской области.
Уроженец Касимовского района - Владимир Фёдорович Уткин
В конце статьи о инженерах-изобретателях хочется рассказать о нашем выдающемся земляке – Владимире Фёдоровиче Уткине, чьё столетие со дня рождения совсем недавно - 17 октября 2023 года отмечалось в России. Удивительные факты о нём приводим далее.
Владимир Уткин родился в удивительном месте – деревне Пустобор Касимовского района Рязанской области, всего в 66 километрах от села Ижевское –родины К.Э.Циолковского. Видимо есть что-то космическое в этих наших местахJ.
Владимир Уткин родился в удивительной семье. Семья была простая, крестьянская, но вот её выходцы совсем не просты. У Владимира Фёдоровича было три родных брата.
Старший брат — Уткин Николай Фёдорович (1919-1989), профессор, на протяжении 19 лет работал проректором Военмеха - Балтийского государственного технического университета.
Младший брат — Уткин Пётр Федорович (1925-1974), служил в Вооружённых Силах СССР, подполковник Советской Армии.
Младший брат — Уткин Алексей Фёдорович (1928-2014), главный конструктор КБ специального машиностроения, академик РАН.
Владимир Уткин был призван в начале войны и прошёл её до конца телеграфистом, а затем начальником телеграфа в авиационном истребительном полку. Награжден боевыми орденами.
После войны старший брат Николай помог с направлением дальнейшей учёбы и жизни. Владимир и Алексей Уткины поступили в Ленинградский военно-механический институт.
А дальше Владимир Уткин благодаря своему таланту, трудолюбию, высоким человеческим качествам сделал впечатляющую карьеру. В 37 лет стал заместителем главного конструктора КБ «Южное», а с 1971 года главным конструктором и начальником этого КБ. С ноября 1990 г. И до своей кончины Уткин — директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) — головного отраслевого института ракетно-космической техники.
Чтобы понять масштаб решаемых инженерных задач приведём пример с созданием боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец». Кстати над его разработкой трудились сразу два Уткина: Владимир и Алексей.
Представьте, что в обычный по размеру рефрижераторный вагон пытаются поместить 100-тонную межконтинентальную баллистическую ракету с дальностью полёта 10000 км. Даже представляется с трудом. Так вот специально «с нуля» был разработан твердотопливный двигатель (ранее в КБ таких двигателей не делали), причём убрали сопла в сами двигатели, чего не делал никто во всём мире, придумали складной головной обтекатель ракеты, чтобы уместиться в габариты, а чтобы не сжечь поезд и рельсовые пути при старте придумали своеобразный миномёт – пороховой заряд подбрасывал вверх 100-тонную «игрушку», маневровый двигатель немного отводил её в сторону и тогда включался маршевый двигатель, газовая струя которого проходила мимо вагонов.
В результате, через три минуты после остановки поезда могла стартовать межконтинентальная ракета с разделяющимися ядерными боеголовками и повышенной защищённостью от воздействия средств ПВО потенциального врага.
В качестве разработчика и руководителя научно-исследовательских работ В.Ф. Уткин непосредственно принимал участие в создании современных ракет-носителей и космических летательных аппаратов. Под его руководством разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, обеспечивших паритет с США. Последние разработки — высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель «Зенит», твёрдотопливная ракета РТ-23, которой оснащались Боевые железнодорожные ракетные комплексы "Молодец", и высокоэффективная стратегическая ракета Р-36М (по натовской классификации SS-18 "Сатана"), не имеющая аналогов в США. В области космических аппаратов были введены в строй различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на разнообразные орбиты было выведено более трёхсот аппаратов семейства «Космос», которые составляют значительную часть от общего количества спутников этой серии.
Владимир Уткин был деятельным участником работ в области международного сотрудничества по исследованию и освоению космического пространства: советско-американская программа «Мир-Шаттл», «Интеркосмос», совместная работа с французами.
В истории 20-го века имя В.Ф. Уткина стоит в одном ряду с именами великих конструкторов ракетно-космической техники С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.П. Глушко, В.Н. Челомея.
В конце повествования о наших героях, инженерах с большой буквы «И» хочется отметить, что все они были прежде всего умными, яркими, интересными, творческими, увлечёнными людьми, энтузиастами своего дела и уже потом специалистами и изобретателями.
Они были первыми. Они оставили свой след в истории.